За последнее десятилетие пришлось услышать и прочитать немало критический замечаний в адрес главной рок-группы страны: дескать, «Алиса» уже не та, значимые альбомы давно в прошлом и вообще Константин Евгеньевич «забронзовел», «успокоился» и т.д.

Нельзя сказать, что замечания эти вовсе не имели под собой никакого основания: пластинки «Ъ» (2010), «20.12» (2011), «Саботаж» (2012), «Цирк» (2014)  и «Эксцесс» (2016) действительно получились, неоднозначными, хоть и включали ряд замечательных песен, таких как, «Дождь и я», «Когда окончится день», «Черви», «Рок» и «Емеля». Да и прошлогоднее появление Кинчева у Юрия Дудя как-то не добавило оптимизма: фронтмен «Алисы» показался чересчур умиротворённым и отрешённым от жизни.

Поэтому ничего особенного от новой пластинки с древнерусским названием «Посолонь» (то есть буквально – следование по пути Солнца), на запись которой группа запустила краудфандинг на planeta.ru, многие особо не ждали, а просто радовались тому, что у группы наконец-то (с 2016 года) выйдет свежий материал. Однако после первого же прослушивания «Посолонь» может вызвать настоящий культурный шок. Оказалось, что новый альбом–веха не только в дискографии «Алисы», но и в истории русского рока в целом. А ведь его хронометраж чуть-чуть не дотягивает до полутора часов (за последние годы столь же масштабной работой может похвастаться разве что Борис Гребенщиков с вышедшим в 2006 году «Беспечным русским бродягой»).

Но самое главное, что по музыкальному новаторству и мелодичности, остроте и злободневности поднимаемых тем, содержательности текстов и, что немаловажно, энергетическому заряду, звучащему в вокале Кинчева, «Посолонь» можно смело поставить в один ряд с легендарными альбомами: «Энергия», «Шабаш» и «Чёрная метка» (хотя сравнивать разные диски, конечно, не совсем корректно).

Рискнём предположить, что этот выдающийся результат был достигнут, не в последнюю очередь благодаря виртуозной игре нового участника группы, 27-летнего Павла Зелицкого, заменившего Игоря Романова, гитариста «Алисы» с 2003 по 2018 годы.

Павел Зелицкий
Павел Зелицкий

После выхода «Посолонь» в начале сентября некоторые «алисоманы» умудрились упрекнуть Кинчева в чрезмерной простоте и понятности (!) новых текстов, что, думаю, вызвало удивление не только у автора этих строк: общеизвестно, что написать ясный текст, достоверно отражающий нашу действительность, куда сложнее, чем придумать псевдо многозначительную абракадабру. И поэтому я полностью согласен с точкой зрения журналиста Дениса Ступникова, отметившего, что на новой пластинке «Алисе» удалось достичь непревзойденной чистоты и прозрачности, как в поэзии, так и в музыке.

Из 15 композиций альбома как минимум 8 можно назвать потенциальными хитами, которые не стыдно включить в любой «Greatest Hits» группы. Это в первую очередь, заглавный трек, сразу же создающий нужное настроение у слушателя и завораживающий своим мощным инструментальным звучанием и поэтическим слогом: «Между небом и землёй Я воздухом шью заплаты, Чтобы каждый пассажир, Кутаясь в них, взлетал». Браво! Благоприятное впечатление только усиливается при прослушивании следующих трёх песен: «Под дождём», «Путь держим на Север» и «Половодье», которые настолько органично и цельно звучат, что создаётся ощущение, что знаешь их всю жизнь. Что касается «Раскола» и «Окаянных дней», то, пожалуй, это самые актуальные и злободневные композиции на альбоме, наглядно демонстрирующие нам, как остро Константин Евгеньевич переживает кризисные явления в церковной и общественно-политической жизни последних лет:

«Песням солнца и песням тьмы
Все сложнее звучать в унисон.
Отголоски большой войны
В хор проникают со всех сторон».

А наиболее философскими и исповедальными на альбоме являются треки «Эшелон»  и «Март», которые бесспорно заслуживают более предметного и детального анализа, чем это возможно в рамках этой краткой рецензии.

Песни  «Пуля», «Побег» и «Москва», назвать их проходными уж точно язык не повернётся (тем более, «Пуля», выйдя отдельным синглом, быстро завоевала первое место в «Чартовой дюжине»).

В целом, альбом «Посолонь» – это уникальное событие в российской культурной жизни, значение которого мы, наверное, в полной мере сможем оценить ещё очень не скоро.

В наше время, когда песни живут от силы пару недель, а новые фанерные артисты забываются ещё быстрее, само существование «Алисы» с её многомиллионной армией поклонников, феерическими концертами и концептуальными полуторачасовыми альбомами выглядит настоящим чудом. И, надеемся, оно продлится, ещё  много лет, а то и десятилетий.

Пс: Изображения, использованные для оформления альбома, нарисовал 8-летний внук К.Кинчева, Лука Панфилов. Выглядит всё это, надо сказать, превосходно. Даже в электронном варианте.

Алиса
«Посолонь»
10/10


Текст: Фарид Дибаев

 


Понравилась статья и фото? Мы старались! Благодарность авторам!  

Подпишитесь на наши соцсети VK | Telegram | Яндекс.Дзен | YouTube